Герб г.п.Шумилино
Шумилинщина

Категории Новости Объявления ФОРУМ Детское творчество Статистика

Реклама:

Лелюги деревня

(Расположен на территории объекта Добейский сельсовет)

Лелюги деревня

Небольшая деревня, расположенная на территории Добейского сельсовета в 15 км от райцентра.  
Теперешнее название деревня получила в 50-х годах 20-го века, а до этого называлась Бисерки и в 1906 году имела 21 двор,где проживало 66 душ мужского и 62 женского населения. было 117 десятин удобной земли и 11 десятин неудобиц.

Деятельность:

Населённые пункты

Фотогалерея:

Комментарии к статье:

2013-02-04 20:50:16, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

На 01.01.2013г. в деревне 14 личных хозяйств. Постоянно проживающих - 25 человек, из них трудоспособного возраста - 11, старше трудоспособного - 14.

2013-04-20 22:36:40, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

На 01.01.2012 г.  в Лялюгах 18 дворов (4 дачи), 31 человек (4 дачника)

2013-02-12 23:25:45, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Интересная трансформация названий, в середине 19 века это были Большие Лялюги, 9 дворов.

2013-03-26 21:43:30, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

На карте 1867 года они отмечены как Большие Лялюги

2013-03-31 21:15:11, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Инвентарь фольварков на Российской стороне, принадлежавших к Бешенковическому имению графа Литтавора-Хрептовича. Составлено 28 сентября 1781 год.

В этом документе - БИСЕРКИ

 

 

2013-02-13 18:49:00, Леший написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Уважаемый Юрий во всех документах до 30-х годов 20 века современная деревня Лялюги упоминается под названием Бисерки, где по преданиям до начала 18 века была церковь , которая согласно легендам ушла под землю во время богослужения в один из праздников. В настоящее время даже есть котлован , где-то в 400 м южнее дороги на Соснино,где по преданиям и находилась исчезнувшая церковь. Возможно существовало и поселение с названием Большие Лялюги, но к теперешней деревне оно отношения не имеет.

2014-06-13 22:41:10, Влад написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Пожалуйста можете сказать как подьехать к эттой деревне у меня фамилия лелюго там умерла мая пра пра бабушка пожалуйста скажите как найти эту деревню вот сюда прошу вас написать)
https://vk.com/id160064005 

2014-06-14 20:18:05, Леший написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Добрый день Влад. Смотря на чем Вы поедете; если на авто то за деревней Добея есть поворот влево с уквзателем д.Соснино , при въезде в д.Войловичи на перекрестке по главной и через примерно через 800 метров кладбище, а еще через 100 м поворот к деревне. А если без авто, то в 13.30 кроме вторника и среды ходит автобус Шумилино - Соснино. И кроме того этот автобус в понедельник и четверг хлдит еще и в 7.00. Удачи.

2013-02-13 19:31:06, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

На карте середины 19 века показана дорога мимо Непоротского костела через Маркова до Кучина, где она разветвляется: южнее идет через Сосницы в Тесловичи, а севернее - через Бол.Лялюги к окраине Войлевич. Век спустя эта же дорога из Кутино шла южнее через Соснино в Тешловичи, а севернее - через Лялюги . Т.е некоторая трансформация названий существовала, но тем не менее. Западная окраина деревни Лялюги отмечена как доминирующая высота, 162,4м, спутать с чем-либо очень сложно. На современных картах эта высота чуть пониже, 156,4м, Войлевичи стали Войловичами, но больше ничего не поменялось.

2013-02-13 22:11:52, Леший написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

И все-таки в списке населенных мест Витебской губернии от 1906 года есть село Бисерки, но нет никаких Больших Лялюг.

2013-02-13 23:40:22, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Названия менялись по разным причинам, например Михаловщина стала Барановскими, Дубовики стали Старой Почтой, потом Слободой Старая Почта, потом просто Слободой, Яново стало Яновилем и т.д., в этом нет ничего удивительного. Проследить смену названий иногда удается сличая карты разных лет, а иногда нет. Например Лежней чуть ли не десяток, и где из них какие в разные годы - большой вопрос. Заречье, Заручье, Заручевье - массовые названия, Горки тоже были не одни. Поэтому на 1905 год могли быть Бисерки, никто не спорит, но ни на одной карте их нет, догадаться невозможно, надо просто знать об этом историческом факте.

2013-02-16 21:01:07, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Две истории местных жителей о происхождении деревни: Гісторыя першая. Яе расказаў Анатоль Мікалаевіч Ганушчанка. “ Аб гэтым мне паведаў мой дзед. Даўным -даўно гэта зямля прыналежала багатаму польскаму пану. Але сам ён не жыў на гэтай зямлі. А паставіў наглядаць за людзьмі і зямлёй войта па прозвішчу Лялюга. Раней простыя людзі не мелі свайго прозвішча, але калі мужчын пачалі забіраць у салдаты, тады ім і сталі даваць прозвішча войта - Лялюга. Праз нейкі час, сяляне, якія працавалі і жылі тут, таксама сталі звацца Лялюгамі. ” Гісторыя другая. Яе паведаміла Марыя Цімафееўна Лялюга, жыхарка вёскі Лялюгі. “ Калі прыйшла савецкая ўлада, навокал былі адны хутары. А потым сталі арганізоўвацца камуны і людзі з хутароў сталі з ’язжацца ў адну вёску, якую назвалі Бісёркі. 3 1954 года вёску пераіменавалі ў Лялюгі, бо шмат жыхароў гэтай вёскі мелі прозвішча - Лялюга. ”

2013-02-18 10:37:23, Юрий написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Уважаемая Ласка, спасибо за информацию. В её свете все выглядит следующим образом: первоначально Большие Лялюги были панским владением, причем не одним, были видимо где-то и Малые. С 1861 года, когда крестьянам начали выдавать паспорта, их записывали как Кого? Чьи? - Лялюги, Лялюговы и т.д. Впоследствии, по каким-то причинам это владение было секвестировано в государственную собственность, возможно после восстания 1863 года, такое было сплошь и рядом. Соответственно изменилось название на Бисерки: возможно по местному промыслу или кому-то домики вдоль единственной улицы напоминали нитку бисера, можно только гадать. Историческое название вернулось после поры коллективизации, когда проводилась политика так называемого "стягивания хуторов", но уже по фамилии большинства жителей. Но было это не в 1954 году, Лялюги в 20 дворов показаны уже на карте 1936 г8ода.

2013-02-18 19:13:34, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Юрий, возможно так и было, ведь каждый человек в любую историю вносит что-то своё.

2013-02-19 20:42:38, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В марте 1921 года В Бисерской школе работали: Чупахина А.Г., Василевская К.М.

2013-02-24 15:00:25, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

В книге «Список населённых мест Витебской губернии» 1906 года указано:"Смешково - деревня - принаждлежит Горковскому сельскому обществу, 21 дворов - 128261 душ. Михаловщинская волость, Добейский прав. приход, Полоцкий уезд, Витебская губерния"

2013-02-25 14:58:53, Ласка написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Предыдущее сообщение следует читать так:В книге «Список населённых мест Витебской губернии» 1906 года указано:"Бисерки - деревня - принаждлежит Горковскому сельскому обществу, 21 двор - 128 душ. Михаловщинская волость, Добейский прав. приход, Полоцкий уезд, Витебская губерния"

2016-06-23 13:50:34, Гость написал(а): Ответить на ЭТО сообщение

Лелюги и Бисерки – это два разных названия одной деревни, которая, в отличие от тех же Михаловщины-Барановских и проч., носила одновременно. Как указала Ласка, в 1906 г в «Списке населенных мест» д.Бисерки, однако в метрической записи одного из жителей в 1909г, место рождения – Лялюги. В 1921 г открылась Бисерская школа, но на картах 1927,36 гг д.Лялюги. При вступление местного жителя в РВК в 1935 г, место проживание д.Лялюги. Но в свидетельстве о рождение в 1948г стоят Бисерки.  Путаница закончилась только в 50-х г, когда за деревней оставили одно современное название.

Происхождение названия, вероятно, от Ляля – олицетворение весны на стар. народном празднике в Белоруссии. «в эти три дня (Троицких праздников): сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски, не бога, а дьявола, то есть Йеша, Ладо, Леля, Ныя. Такие если не покаются, да пойдут с „Yassa, Lado“ к вечному проклятьию.»( Ченстоховская рукопись Яна из Михочина 1423г). Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю) . Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая) . Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана) . Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле.

Через дорогу от местного кладбища, между Войловичами и Лелюгами, находится курганный могильник (если не ошибаюсь, относящийся ко временам Киевской Руси). Несколько лет назад жители деревни хотели организовать новое кладбище на приглянувшемся холмике, обратились с просьбой в с/с, но им отказали, ибо «архiялагiчны помнiк».  На сколько мне известно, раскопки там не проводились. Можно предположить, что кладбище тоже когда-то было курганом, т.к имеет такую же форму, и, по славам жителей, хоронились там «ад веку».

Следовательно, язычники в этих местах жили. И когда перешли в христианскую веру, неизвестно. Вполне возможно, что «официально» являясь христианами, продолжали отмечать языческие праздники.

Те самые Бисерки – это не все Лялюги, а лишь их правая часть. На карте середины 19 в называются Бол.Лялюги. Левая часть появилась гораздо позже. Как ни странно, люди предпочитали селиться не на песчаных возвышенностях, которые хорошо видны на фоне местного рельефа, а ближе к болотам. Местные жители считают, что не селились там из-за отсутствия воды. Практически все колодцы в деревне расположены внизу огородов, а носить воду метров 50 в гору удовольствие сомнительное. Возникает вопрос, если были Большие, то где Малые? По рассказам одной местной бабушки, и Бисерки делились на две части, и одна из них называлась ул.Замковая. Вероятно, жители этой улицы несли замковую повинность на строительство/обслуживание/снабжение усадьбы Хрептовичей. А жители второй половины такую повинность не несли. С какого места начиналась эта улица я не знаю, или она не указала, или стерлось из памяти.  Можно предположить, что обьединение этих двух поселений и называлось Большими Лялюгами. Или никогда они большими не назывались. А, например, бешеными или бесовскими, или бесерскими. Переписи велись от руки, на разных языках. Бешеный и большой вполне можно перепутать, расшифровывая предыдущего переписчика, в польском языке эти слова тоже похожи wściekły и wielki. Если следовать этой теории, то изначально деревня имела название Бисерские Лялюги. Вполне логичное, данное местным жителям, которые отмечали языческие праздники и никак не хотели перейти на «сторону добра». В немецких документах, попавшего в плен жителя Лелюг, место проживание указано «Lalugi, Sirotenski ray., obl. Witebsk» (написано от руки). Тем не менее, при переводе данного документа, на русском указана деревня Салыги. А в печатном виде этого же документа деревня уже называется Салычи. Вот такие «трудности перевода».

«Церковь провалилась». Вся округа знает древнюю легенду, что когда-то недалеко от Соснино, Войлович и Лелюг стояла церковь. И в один день во время службы провалилась под землю вместе со всеми прихожанами. И если на восходе солнца/в полночь/в полнолуние (масса вариантов) приложить ухо к земле, слышно как звонят колокола. Место известно всем, даже видно на карте 1936 г, ну и на современных, естественно, тоже есть. Такие легенды распространены повсеместно.

«- Есть провальная яма у нас... Деды нам рассказывали, как провалилась. Кум с кумой, говорили, там провалились. Это из поколения в поколение идет. Тут стояло село. Церковь была. Ну и шли кум с кумой ребеночка крестить, по дороге положили его и согрешили. И провалилось под ними. Детеночек остался, их нету. Говорили, туда, в яму, лес кидали – 92 гектара повыпилили, бревно кинут в яму - только ууу – и нету. Боялись, хотели бревнами затоптать яму - и куды-то улетало все, что бросят...»(с.Трафуново Калужская обл). «Возвышенность эта имеет с трех сторон довольно таки крутой подъем, вершина же – ровная площадка. Жители окружающих деревень единогласно утверждают, что в незапамятные времена на этой площадке стояла церковь, которая за грехи людей ушла под землю вместе со всеми, кто молился там в то время… Случилось, что как-то раз церковь начала проступать из-под земли: показался шпиль. Некий мальчик-пастушок наступил на этот шпиль и уколол себе ногу. Благодаря этому происшествию и было открыто место пропавшей церкви, ибо даже местные старожилы за давностью чуда не могли указать это место. Местные крестьяне начали раскапывать гору, чтобы вызволить церковь из подземного плена, но как только откопали купол, церковь в единочасье снова ушла еще глубже и унесла на своем куполе старательных копателей.» (Лиозненский район).

Самое банальное обьяснение круглой ямы на холме – карстовый провал. Или «Среди некоторых белорусских историков бытует и другое объяснение, выдвинутое на основе ряда полевых исследований. Многие легенды о затонувшей церкви связаны именно с озерами, и многие из них носят название «Святого». Как правило, на берегах таких озер археологи нередко фиксировали следы языческих капищ (культовые возвышенности, крупные камни, дубы)1. Известно, что на территории Беларуси язычество существовало еще долгое время – несколько веков – после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Некоторые следы сохранялись и в ХІХ веке. Таким образом, в этническом сознании подобные культовые места прежней веры, с которой активно боролось распространившееся христианство, со временем могли зафиксироваться в виде образа исчезнувшей церкви. Отсюда и идея греха, наказания – ибо следование вере предков трактовалось христианским духовенством как грех, ведущий прямиком к мукам ада. Почему именно церковь, а не капище? Все также просто. В условиях бытовавшего христианско-языческого двоеверия, когда народ был крещен, но не забыл еще своих старых богов, и капище, и церковь имели одинаковое семантическое значение сакрального местам и даже могли называться одинаково.»

Да и само расположение одинокой церкви, вдали от деревень, маловероятно. Т.к. в районе провала никакой деревни никогда не было. С советских времен там колхозное поле и ничего, что хоть отдаленно напоминает культурный слой, не находили. А на соседнем холме добывали песок и никаких намеков на поселение там нет.

 


Ваши замечания и предложения по работе сайта направляйте на наш E-mail:

Рейтинг@Mail.ru